Служу Отечеству – это не праздные слова. Слово «отечество» понималось  древними как «земля отцов», которую нужно любить, беречь и защищать от  недругов. Защита своего Отечества в России издревле рассматривалась как  высшая обязанность человека, а это значит, что развитие чувства  сопричастности к судьбе Отечества, формирование нравственной позиции  должно закладываться в семье и социуме. 
В школе на  уроках русского языка и литературы тему служения людям, Отечеству мы  осмысливаем с учащимися на летописных, документальных и художественных  текстах, начиная с «Повести временных лет».
Сегодня на уроках  литературы в 9, 11 классах мы говорили о Великой Отечественной войне, о  том трагическом времени, когда решался вопрос о судьбе Отечества. 
Писатели  и поэты в единстве с армией и народом проявляли истинный, небывалый по  силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного  превосходства над коварным врагом. Они не только «с лейкой и блокнотом»,  «а то и с пулемётом» выполняли свой долг перед Отечеством и своим  народом.

По данным энциклопедии "Великая Отечественная война", в  действующей армии служило свыше тысячи писателей, из восьмисот членов  московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло  двести пятьдесят. Четыреста семьдесят один писатель с войны не вернулся –  это большие потери.
Писали о «суровых сороковых» на страницах своих  произведений поэты, драматурги, прозаики, прошедшие через горнило войны.  В.П. Астафьев, В.В.Быков, М. Джалиль К.Д. Воробьёв, Э.Г.Казакевич,  А.А.Фадеев, М.А. Шолохов…
В 9 классе, анализируя рассказ М.А.  Шолохова «Судьба человека», говорили с ребятами о нравственных качествах  главного героя Андрея Соколова, о его служении Отечеству в довоенное,  военное и послевоенное время.
В 11 классе речь шла о татарском поэте  Мусе Джалиле и о его «Моабитской тетради». «Песни свои посвящал я  Отчизне,/ ныне Отчизне я жизнь отдаю…», - писал поэт, который тяжело  раненым был взят в плен. Вместе с другими военнопленными Муса Джалиль  создал подпольную организацию, но гитлеровцы напали на её след и после  долгих и страшных пыток казнили Джалиля и его товарищей при помощи  гильотины. Оружием стихотворных строчек сражался поэт с фашистами в  застенках гестапо.
Значимость уроков, на которых мы говорим о нашей  Родине, о том, как служили Отечеству наши предки-пращуры, помогает  подрастающему поколению всмотреться в себя, в своих сверстников,  задуматься над тем, как мы живем, что в этом мире зависит от нас и как  можно изменить, улучшить жизнь, сделать ее достойной наших корней, нашей  истории, наших праотцев и прадедов.
Грачева Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы




















