- Новости
- Сведения об образовательной организации
- Государственная итоговая аттестация
- Всероссийские проверочные работы
- Всероссийская олимпиада школьников
- Безопасность
- Информационная безопасность
- Приём в 1 класс
- Независимая оценка качества образования
- О подготовке к участию в региональной оценке по модели PISA
- Инновационная деятельность
- Ученикам
- Служба школьной медиации
- Наши достижения
- Здоровье школьника
- Историческая справка
- Обратная связь
- Карта сайта
- Контакты
- Для детей с ОВЗ
- Дистанционное обучение
- Организация питания
- Методическая работа школы
- Школьный олимпиадный центр
- Антикоррупционная деятельность
- Антитеррор
- Целевая модель наставничества
- Психолого-педагогическая служба
- Введение ФГОС НОО и ООО с 01.09.2022
- Школьный спортивный клуб "Юность"
- Закупки
- Разговоры о важном
В советсткое время военные обратили внимание на местность вокруг Низино. С господствующих высот отлично просматривались побережье Финского залива, Кронштадт и Ленинград. А ухоженный ансамбль лугового парка, представлял собой почти готовое удобное летное поле. Оно имело достаточные размеры для размещения истребительного авиаполка Краснознаменного Балтийского Флота, способного надежно прикрыть Ленинградский порт и главную базу флота. Расчетное время полета дежурного звена истребителей из Низино в Кронштадт составляло всего 2-3 минуты. Исходя из этого в апреле 1938 года в составе авиации Краснознаменного Балтийского флота был сформирован новый 5 истребительный авиаполк, который и разместили в непосредственной близости от поселка Низино (5 ИАП, впоследствии 3-й гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС КБФ).
Полк входил в состав 61 истребительной авиабригады и имел пятиэскадрильный состав. С апреля 1938 года по май 1939 года 5 ИАП возглавлял кавалер дважды краснознаменец майор Андрей Михайлович Морозов, участник боев в небе Испании. Впоследствии он был назначен на должность командира 61-й АБ ВВС Краснознамённого Балтийского флота, которой командовал до августа 1941 года.
На вооружении 5 ИАП состояли истребители И-15, И-16. Размещался 5 ИАП в небольшом гарнизонном городке (современное название Жилгородок). Холостой летно-технический состав, сержанты и рядовые (краснофлотцы) проживали в казармах, по флотскому обычаю именовавшихся кубриками. Семейным офицерам были предоставлены квартиры в каменных домах. В гарнизоне был оборудован водопровод, который обеспечивала высокая водонапорная башня, одновременно служившая хорошим ориентиром при полетах. От гарнизонного клуба обсаженная деревьями аллея вела к аэродрому с травяным покрытием. У границы летного поля на берегу небольшой речки, густо поросшем ивняком, размещалась штабная землянка. Самолеты размещались в 2 земляных ангарах-капонирах. Для техников и оружейников была разбита большая палатка. Как и большинство травяных аэродромов Низино не имело строго определенной взлетно-посадочной полосы. Однако, судя по описанию, истребители заходили на посадку со стороны Лебяжьего. По необходимости взлет производился прямо со стоянок в сторону залива.
В 1939 г. из состава 5 ИАП была сформирована специальная эскадрилья, в которую вошли лучшие летчики полка: В.И.Акимов, А.К.Антоненко, И.Д.Борисов, П.А.Бринько, В.И.Парамонов и другие. Возглавил ее капитан И.Р.Новиков. Летчики эскадрильи приняли участие в боевых действиях в районе р. Халхин-Гол. Не потеряв ни одного самолета и ни одного летчика, эскадрилья успешно выполнила все боевые задачи. Полк активно участвовал и в советско-финляндской войне. В июне 1941г. в командование полком вступил майор Алексей Захарович Душин — дважды краснознаменец, участник боев в Китае, на Хасане и Карельском перешейке. После его перевода в 7 ИАП ВВС Черноморского флота 5 ИАП командовал Герой Советсткого Союза майор Петр Васильевич Кондратьев.
Во второй половине августа 1941 года на под ступах к Ленинграду сложилась очень тяжелая обстановка. Немецко-фашистские войска вышли к внешнему обводу Ленинграда, пролегавшему по полукольцу от Финского залива через Петергоф, Павловск, Колпино и да лее по реке Неве. Гул сражений приближался к Ленинграду.
С 8 сентября началась девятисотдневная беспримерная в истории войн осада города. В первой декаде сентября Ленинград находился в смертельной опасности. Дым пожарищ стлался над Петергофом, Пушкином – любимыми местами отдыха ленинградцев. Вражеские войска рвались к проспектам и улицам Ленинграда, к Пулковской высоте. Нужно было напрячь все силы, всю волю, чтобы остановить врага, со хранить от потопления и захвата Краснознаменный Балтийский военно-морской Флот, спасти от фашистской расправы миллионы ленинградцев.
16 сентября немецко-фашистским войскам после упорных боев удалось выйти на южное побережье Финского залива в районе Сосновой поляны. Район Ораниенбаума, Петергофа и Стрельны, который обороняли части 8-й армии, оказался отрезанным от Ленинграда. Удержание его способствовало созданию Приморского плацдарма, сыгравшего важную роль в героической обороне Ленинграда. В боевых действиях на петергофской земле советские воины проявили массовый героизм и отвагу. Первыми боевое крещение в районе Петродворца получили морские авиаторы 5-го истребительного авиационного полка Краснознаменного Балтийского флота. Полк базировался в районе деревни Низино, где находился и его аэродром.
Морские авиаторы, защищая воздушные подступы к городу, проявили беспримерные образцы мужества и отваги. Об этом очень хорошо рассказал в своих воспоминаниях Герой Советского Союза И.А.Каберов.
Вот один из примеров. Молодой летчик, комсомолец младший лейтенант Гусейн Алиев.
Гусейн Алиев (1918 - 1941)
Родился 25.11.1918 г. в с. Даршат Маштагинского района Азербайджанской ССР. В 1937 г. окончил 9 классов ср. школы в г. Баку. Учился в аэроклубе, затем работал в нем летчиком-инструктором. В 1940 г. окончил Ейское военно-морское авиационное училище.
18 июля 1941 года в составе звена истребителей вылетел на боевое задание. В ходе его исполнения он сбился с маршрута, потерял ориентировку и своих товарищей, стал возвращаться на свой аэродром. Вскоре он увидел три вражеских штурмовика «МЕ10» и вступил против них в неравный бой. Первый и последний. Г.Алиев уничтожил два вражеских стервятника, а третий струсил и повернул обратно. Израсходовав весь боекомплект, советский летчик пошел на таран. Но фашист опередил и ударил из пушки. Истребитель стал падать. Гусейн сумел выровнять самолет и повел его на посадку. Не дотянул до своего аэродрома каких-нибудь десять километров, он посадил машину за деревней Гостилицы.
Разорвавшийся в кабине вражеский снаряд нанес Гусейну свыше тридцати осколочных ранений, в том числе и в область сердца. Так, со вершив подвиг, смертельно раненый летчик, ценою своей жизни, спас боевой истребитель. Воспитаннику азербайджанской комсомолии Гусейну Балы-оглы Алиеву было всего лишь 23 года. За свой подвиг он был посмертно награжден орденом Ленина. Останки его покоятся в братской могиле морских авиаторов недалеко от деревни Низино.
Здесь же захоронен и один из первых Героев Советского Союза среди морских авиаторов Петр Антонович Бринько.
Пётр Бринько (1915–1941)
Родился в Донбассе, в семье рабочего-железнодорожника.
По окончании военной школы морских лётчиков служил на Дальнем Востоке и участвовал в боях против японцев у озера Хасан в 1938 г. и в районе реки Халхин-Гол в 1939 г., в советско-финляндской войне 1939–1940 гг. Во всех боях лётчик проявил себя как храбрый защитник Родины и высокий профессионал лётного дела.
Великую Отечественную войну Бринько встретил заместителем командира авиационной эскадрильи 13-го истребительного авиаполка 61-й истребительной авиабригады ВВС Балтийского флота. Он защищал Ленинград, Таллин, оборонял полуостров Ханко.
Высшие награды Родины асы 61-й авиабригады Военно-воздушных сил Балтфлота и друзья по жизни – капитан Алексей Антоненко и Пётр Бринько получили на двадцать второй день войны – 14 июля 1941 г. Звание Героя Советского Союза им было присвоено за сбитые самолёты врага.
Подвиг, достойный второй звезды Героя, Бринько совершил 5 сентября 1941 г. Боезапас в его самолёте был израсходован в воздушной схватке, но лётчик увидел, что к Ленинграду мчится«Мессершмитт-110». Бринько смело пошёл в лобовую атаку. Фашист увернулся, но Бринько со второй попытки догнал его и лопастью винта разрубил хвост вражеской машины. «Мессершмитт» сгорел, а советский лётчик благополучно посадил самолёт на аэродром. Это был двенадцатый сбитый Бринько вражеский самолёт.
За следующие девять дней количество уничтоженных фашистских истребителей Бринько довёл до пятнадцати. Но 14 сентября 1941 г. при выполнении боевого задания под Стрельной Пётр Антонович Бринько погиб.
«В ПРИЦЕЛЕ СВАСТИКА»
«В прицеле свастика» так назвал свою книгу, выпущенную «Лениздатом», Герой Советского Союза, летчик Игорь Александрович Каберов. В ней он рассказал читателям о боевых буднях аэродрома в Низино в первые месяцы войны, подчас тяжелых и трагических. С большой человеческой теплотой пишет он о своих боевых друзьях, с которыми крыло в крыло летал, сражался в воздушных схватках с противником. Игорь Александрович – знаменитый летчик, человек неуемной энергии и отваги, один из немногих оставшихся в живых летчиков низинцев.
Когда знакомишься с биографиями летчиков той поры, замечаешь, что у всех трудная судьба, как правило, тяжелое детство, боевая комсомольская юность, когда их захватила одна страсть – сесть за штурвал самолета. Так было и с И.А. Каберовым. Он, как говорится, не удался ростом. Первая же медкомиссия при поступлении в школу летчиков забраковала его. «Да с!.. Диспропорция», заключил доктор, и последовал отказ. Но юноша добился своего и поступил в Ейское авиационное училище. В последующем, уже в годы войны, низвергая с неба очередной самолет со свастикой, Игорь Александрович вспоминал своего доктора и произносил: «Вот вам, доктор, и дис-про-пор-ция». В окрестностях Петергофа и Стрельны еще до сих пор лежат останки сбитых Каберовым немецких бомбардировщиков.
Игорь Александрович Каберов
Родился 25 Апреля 1917 года в деревне Никулинское, ныне Вологодского района Вологодской области, в семье крестьянина. Окончив 7 классов, работал слесарем на Вологодском вагоноремонтном заводе. Окончил Коктебельскую лётную школу Осоавиахима в 1938 году. Работал лётчиком - инструктором в Новгородском аэроклубе. С 1939 года служил в ВМФ, год спустя окончил Ейское Военно- Морское Авиационное училище лётчиков.
С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны, защищал Ленинград в составе 5-го истребительного авиационного полка ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота ).
К ноябрю 1942 года заместитель командира эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан И. А. Каберов произвёл 397 боевых вылетов. В 92 воздушных боях сбил лично 10 самолётов противника и 18 в группе, на И-16 совершил таран в начале войны. 24 июня 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего совершил 476 боевых вылетов и уничтожил 28 самолётов противника.
После войны продолжал службу в авиации ВМФ.
МЫ ПЕРЕД НИМИ В ДОЛГУ
Так говорят летчики об авиаспециалистах, обслуживавших в годы войны их машины. По беда ковалась не только мужеством и стойкостью летчиков, но и техническим мастерством авиаспециалистов – инженеров, техников, мотористов и оружейников. С огромным уважением и братской нежностью отзываются о них летчики. Все они самоотверженные люди, проводившие у самолетов дни и ночи, в жару и стужу, когда порой к железу примерзали руки. Но в любую минуту машина каждого из них готова к полету. А, отправив ее в боевой вылет, всматривались в высокую даль – ждали ее возвращения, где каждая деталь, каждое крепление выверено их руками.
Вот будни той поры. Сидит в кабине летчик И.А. Каберов, сейчас взорвется ракета – сигнал на вылет. Техник Александр Николаевич Грицаенко дает последние напутствия летчику. Грицаенко достает из кармана чистый носовой платок, протирает им и без того чистое стекло прицела, козырек кабины и, похлопав ладонью по капоту, говорит: «Машина не подведет, товарищ командир». И она не подвела. Он был награжден тремя орденами и многими медалями. Умер ветеран в 1984 году. Его как хорошо подготовленного специалиста в 1943 году направили в летное училище. По окончании его летчик Евсеев вернулся в родной полк, участвовал в воздушных боях, но не дожил до дня Победы – погиб в декабре 1944 года.
У нашего земляка Егора Костылева механиком на самолете был старшина Михаил Никифорович Комиссаров. Нет числа боевым машинам, прошедшим через его умелые руки. Михаил Никифорович часто вспоминает один эпизод. Был жаркий день. Истребители рассредоточились по своим стоянкам. Самолет Костылева стоял ближе к речке, что протекает возле
Низино. Летчик решил позагорать здесь же, у самолета. Внезапно последовал сигнал на вылет. Костылев, набросив на себя парашют, как бы в одних трусах, взлетел. Задание выполнил, а когда вернулся, летчики долго смеялись, вспоминая этот неожиданный вылет.
Среди авиаспециалистов в полку были и женщины. Они, как и мужчины, готовили вооружение боевых машин к вылетам. Их война тоже не щадила, на обелисках высечены и их имена.
Братская могила защитников Балтийского неба
Современный вид братской могилы
Над могилой высится обелиск. У подножия его лежат венки, живые цветы. Золотом по камню строго начертаны слова:
«Здесь похоронены летчики-истребители, героически погибшие 16–21 августа 1941 года в воздушных боях при обороне Ленинграда
Герой Советского Союза старший лейтенант Бринько П.
майор Новиков И.
старший лейтенант Шерстобитов В.
старший лейтенант Соболев Н.
старший лейтенант Жбанов А.
старший лейтенант Багрянцев М.
лейтенант Алиев Г.
младший лейтенант Шевченко Н.».
Материал подготовила: Новикова Анна, Шейко Илья
По материалам книги:
1. Каберов И. А. В прицеле свастика. — Л.: Воениздат, 1975. — 320 с.