- Новости
- Сведения об образовательной организации
- Государственная итоговая аттестация
- Всероссийские проверочные работы
- Всероссийская олимпиада школьников
- Безопасность
- Информационная безопасность
- Приём в 1 класс
- Независимая оценка качества образования
- О подготовке к участию в региональной оценке по модели PISA
- Инновационная деятельность
- Ученикам
- Служба школьной медиации
- Наши достижения
- Здоровье школьника
- Историческая справка
- Обратная связь
- Карта сайта
- Контакты
- Для детей с ОВЗ
- Дистанционное обучение
- Организация питания
- Методическая работа школы
- Школьный олимпиадный центр
- Антикоррупционная деятельность
- Антитеррор
- Целевая модель наставничества
- Психолого-педагогическая служба
- Введение ФГОС НОО и ООО с 01.09.2022
- Школьный спортивный клуб "Юность"
- Закупки
- Разговоры о важном
Петергофские деревни
Еще в начале 20 века с дорог и дорожек, идущих вдоль Ропшинского канала Лугового парка Петергофа, открывался изумительный вид на Бабигонскую возвышенность.
На гребне возвышенности видны были только три постройки архитектора А.И. Штакеншнейдера: двухэтажный Сельский домик, церковь Святой царицы Александры и Бельведер, а крестьянские дворы некоторых бывших деревень петергофского дворцового правления находились на верхнем плато и не портили снизу вида на творения известного зодчего.
В XVIII веке крестьянские постройки, разбросанные по несколько дворов среди болотистых и лесных массивов вдоль фонтанной системы и на Бабигонской возвышенности, объединялись одним общим названием Бабигоны.
Крестьяне Бабигон находились в ведении петергофской Конторы и обязаны были работать на уборке парков и дворцов царской резиденции. Указом Петра I от 20 октября 1724 года их отправляли на работу в петергофский парк с суточной оплатой в летнее время 5 копеек, с лошадью - 10 копеек, а зимой 4 и 6 копеек, соответственно.
По указу императрицы Анны Иоанновны от 27 декабря 1734 года все трудоспособные крестьяне петергофского ведомства обязаны были работать в садах бесплатно, а также каждый владелец двора обязан был платить деньги и натуральный оброк: сено, солому, колья, жерди и коровье масло.
1746 году императрица Елизавета Петровна издала указ о привлечении к садовым работам в Петергофе только мужчин, а малолетних детей и женщин "отнюдь не высылать".
Императрица Екатерина II своим указом в 1772 году крестьян петергофских деревень передала в ведение казенной платы, с тем, чтоб они платили денежные подати в главную дворцовую канцелярию и использовались на работах по ее указаниям.
Это лишило петергофские дворцы и парки бесплатной рабочей силы, и своим указом от 17 июля 1797 года император Павел I вернул крестьян петергофских деревень в прежнее состояние, но при этом отменил все денежные подати, которые они платили наравне с казенными крестьянами.
Перешедших в петергофское ведомство крестьян оказалось 328 ревизских душ, и петергофское начальство сначала определило из них для проведения ежедневных работ в садах и парка по 40 пеших и 10 конных в возрасте от 16 до 60 лет, но затем в течение двух лет численность одновременно работающих увеличилась.
Когда численность достигла 90 человек, то крестьяне заявили, что "у них умерших и неспособных 189 человек, а потому из остальных они не могут выставить и на две смены требуемого числа рабочих" .
К началу XIX века количество компактно сгруппировавшихся крестьянских дворов увеличилось, и они получили отдельные названия деревень, при этом одна из них сохранила за собой имя Бабигон. Кроме нее появились деревни, в большинстве своем, с финскими названиями: Какушкина, Кабацкая, Маркелова, Поролова, Лукколова, Малкалова, Теполова, Сойкина и Миллюзи.
Все перечисленные деревни, за исключением Миллюзи, располагались на западной стороне от водовода.
Петергоф в начале XIX века входил в Ораниенбаумский уезд, и число деревень, подчинявшихся ему, менялось.
С воцарением императора Николая I началась перестройка Петергофа, но деревень она долгое время не касалась, за исключением только экстренных случаев. К экстренным случаям относились пожары, которые были частыми и уничтожали не только отдельные дома, но и целые деревни.
В начале 1840 года на петергофские деревни обратили внимание, так как все более очевидным становился резкий контраст между видом обновлявшегося города и его окрестностей.
По сведениям дворцового правления на 13 марта 1842 года всех крестьян в деревнях петергофского ведомства было 968 человек, из них 455 мужчин и 513 женщин. Использовались они по прежнему на работах по установленному порядку, а весной и осенью всех поголовно, кроме малолетних и нетрудоспособных, обязывали выходить на уборку парков.
Обычным же для них занятием была вязка мётел, изготовление граблей и кольев для подвязки деревьев и другие работы по содержанию и уборке территорий парков и оранжерей.
В 1843 году на работу в петергофское дворцовое правление приняли советником Александра Павловича Кожевникова, которому поручили обстоятельно разобраться с положением крестьян.
Занявшись этим вопросом, Александр Павлович увидел бедственное положение большинства крестьян, их развалившиеся дома, не удобренные болотистые земли, большей частью не паханные.
Он составил рапорт по результатам обследования, в котором, в частности, писал: «…постройки по деревням большей частью в безобразном виде, а до 25 домов не способны даже к жительству, которых крестьяне по бедности своей не в состоянии перестроить…».
Рапорт возымел действие, император стал отпускать деньги также и на нужды петергофских деревень, и уже на следующий год А.П. Кожевников в рапорте на имя С.М. Лихардова доложил о ремонте 60 домов, проведении дорог и постройке Сельского приказного домика с заведёнными при нём примерным хлебопашеством и огородами.
Вместе со строительством новых домов, ремонтом существующих шла отделка местности вокруг деревень. Крестьяне переселялись из старых домов в новые, одни деревни расселялись, создавались новые.
Так в 1985 году была построена деревня Санино в количестве 11 домов, бывшая же здесь деревня Миллюзи, состоящая из 16 домов была назначена к переселению еще в 1848 году на только что проведенное Ропшинское шоссе. Переселение означало переезд во вновь отстроенные дома, эта деревня получила название Марьино.
Еще в 1846 году практически полностью сгорела деревня Теполова, состоявшая тогда из 49 дворов. Погорельцам дали денежное пособие в размере 2241 руб. серебром, на строительство домов срочно отпустили деньги в счет сметы следующего года. Строительство закончилось в 1853 году, деревня получило уже новое название Низино.
В конце 1840 – х и начале 1850 годов шла уже практически одновременная перестройка всех остальных деревень. Их планировкой занимались А.И. Штакеншнейдер, И.И. Комаров, Э.Л. Ган.
В 1851 году шло строительство деревни Олино (в настоящее время Ольгино), деревни Какушкино и Бабигон также снесли и перестраивали под новым общим названием Сашино.
22 декабря 1852 года император Николай I приказал «вместо предполагаемых 16 дворов деревни Мишино построить только 8, прочие близ Ропшинского шоссе».
1 марта 1853 года Николай I распорядился «именовать сию отделённую часть Владимироваю».
Одновременно с изменение облика петергофских деревень решаются многие другие вопросы жизни крестьян. В частности построен новый хлебный амбар в 1850 году Суть его проекта состояла в том, что закрома не касались земли и со всех сторон обдувались воздухом, это позволяло хранить зерно без порчи несколько лет.
Крестьяне петергофских деревень:
Лукин Семён Иванович и его брат Иван Иванович (слева), 1910 - годы
Петергофское дворцовое правление позаботилось и о духовных потребностях крестьян. 25 апреля 1851 года архитектор А.И. Штакеншнейдер получил распоряжение о строительстве небольшой православной церкви на Бабигонских высотах. Рядом с церковью открыли сельскую школу в специально построенном здании. Деревня расположившаяся у церкви, в которой проживало большинство православных крестьян получила название Костино.
Всего было перестроено 9 деревень, местность около них осушена и разработана в луга и пашни, проведено около 45 верст шоссейных дорог, крестьяне завели свои огороды, хлебопашество было доведено до такого состояния, что Кадастровая комиссия при таксации земель в 1860 году признала урожаи петергофских деревень самыми лучшими в уезде.
Материал подготовила Новикова Анна
По материалам книги: Гущин В.А. История Петергофа и его жителей. Книга 1. СПб, 2001 год